По данным экспертов Высшей школы экономики, средняя заработная плата российских фрилансеров в 2017 году составила 33 тыс. руб. в месяц, в то время как этот же показатель в целом по экономике находится на уровне 39 тыс. руб.

Самые распространенные сферы деятельности, которые выбирают для себя самозанятые работники в России – ввод данных, графический дизайн, консалтинг, веб-маркетинг/продажи. В среднем у фрилансеров в нашей стране по 14-15 клиентов одновременно. Еще один средний показатель, характеризующий фриланс в России: большая часть «вольных стрелков» работает на рынке около четырех лет.

Основные преимущества выбранного способа занятости, по мнению самих фрилансеров, это: удаленное рабочее место (46%), гибкий график (45%), возможность выбора проектов для работы (41%), отсутствие руководителя (38%) и офисной политики (29%). Основной же проблемой более половины (54%) опрошенных считают нерегулярный доход. К другим проблемам они относят высокую конкуренцию (27%), необходимость самодисциплины (22%), низкий доход (21%), сложные запросы клиентов (18%).

Эти данные обнародованы по итогам исследования, проведенного платежной системой PayPal и агентством Netfluential. Также авторы исследования сообщают, что средний возраст фрилансеров, которые осуществляют свою деятельность при помощи компьютера и Интернета, составляет 30-39 лет, и это 41% от общего числа самозанятых в России. Однако 27% российских «цифровых» фрилансеров старше:  40-49 лет. Мужчин и женщин среди них примерно одинаковое количество.

Такое распределение по возрастному и гендерному признакам нетипично для других стран. Так, во Франции, Нидерландах и США в среднем более половины фрилансеров старше 40 лет. В США большинство (69%) — женщины, а в Индии, наоборот, мужчины (82%).
 

Разработка: Андрей Русанов