Как вести себя на собеседовании

 

Спокойствие, только спокойствие! Первое, что вам нужно помнить - это то, что работодатель заинтересован не в том, чтобы испортить вам настроение (а то и жизнь) обидным отказом, а в том, чтобы принять на работу нового сотрудника, способного продуктивно выполнять функции, которые в данный момент для него, работодателя, важны и актуальны. То есть, по существу, у вас с ним одна цель: принять устраивающее вас обоих решение. Поэтому рассмотрим по пунктам, что же такое собеседование, что и как на нем говорить и как себя вести. 

Он просто хочет выяснить, каковы ваш предыдущий опыт и личные качества

Следовательно, собеседование - это не унизительная просьба о получении работы, которая будет кормить вас и ваших домочадцев. Это - беседа двух равных людей, каждый из которых что-то знает и умеет. Ваша общая с работодателем задача - понять, подходите ли вы друг другу. Да, он имеет право отказать вам, если ваши знания и опыт покажутся ему недостаточными (или чрезмерными - бывает и так) для вакансии, на которую вы претендуете. Но и вы имеете полное право отказаться от этой работы, если вам покажется, что потенциальная должность не соответствует вашей компетенции или, например, вам не понравится принятый в организации режим работы. Или просто не устроит зарплата, например. 

Итак, рассматривайте собеседование как переговоры о потенциальном сотрудничестве. Поэтому:

 преподносите себя как зрелую и сформировавшуюся личность, человека, знающего свою ценность и индивидуальность;
если вам отказали (или вы сами отказались от рассматриваемой вакансии), относитесь к этому спокойно: для вас это не унижение, а не более чем новый опыт.
Качества, которых как правило, ждут от соискателя: 
- настойчивость;
- стрессоустойчивость;
- доброжелательность;
- аккуратность;
- пунктуальность;
- ответственность;
- умение быстро приспосабливаться к ситуации;
- инициативность.

К собеседованию готовьтесь заранее

Убедитесь, что знаете, как доехать до здания фирмы, где поставить машину и т.п. Ни в коем случае не опаздывайте! Лучше прийти на 15 минут раньше назначенного времени - этим вы покажете, что уважаете проводящего собеседование и цените его время. В случае попадания возникновения каких-либо форс-мажорных обстоятельств, препятствующих вашему своевременному появлению на собеседовании, обязательно перезвоните и предупредите о задержке.Помните, что при выборе из нескольких кандидатов, обладающих одинаковой квалификацией, решающую роль сыграет ваше умение произвести благоприятное впечатление во время собеседования. Постарайтесь продемонстрировать не только свой профессионализм, но и уживчивость, коммуникабельность и даже личное обаяние. Есть профессии, в которых без него просто не обойтись. Хорошенько выспитесь перед тем, как идти на интервью: усталые люди никогда не производят хорошего впечатления. Не пейте много жидкости: вы можете не найти туалет в незнакомой организации и будете себя плохо чувствовать во время интервью. Будет полезно заранее выяснить продолжительность интервью и придерживаться оговоренного времени. Не заставляйте собеседника выставлять вас за дверь просто из-за того, что вы засиделись. Возьмите с собой как можно больше документов, подтверждающих вашу квалификацию, образование и дополнительные знания.


Поведение на собеседовании

Во время нахождения в вашем (возможно) будущем офисе постарайтесь проявлять вежливость и терпение. Добросовестно заполняйте все бумаги, анкеты и и т.п, которые предложит ваш собеседник.Представьтесь сами и поинтересуйтесь, как следует называть вашего  собеседника - в разных организациях могут быть приняты различные формы обращения: по имени, по имени-отчеству и т.д. Разумеется, крайне желательно запомнить имя вашего собеседника с первого раза - это произведет благоприятное впечатление. Внимательно выслушивайте вопросы, ни в коем случае не перебивайте, даже если очень хочется. Не стесняйтесь уточнять вопросы, которые не поняли с первого раза. Важное правило: не говорите много, говорите только по существу! Говорите правду, но не спешите откровенничать, особенно о личном. Может случиться так, что вам придется дать негативную информацию о себе - например, с предыдущего места работы вы ушли не сами, а вас уволили, или, к примеру, ваш возраст / уровень образования не соответствуют заявленным требованиям работодателя. В этом случае не отрицайте фактов и не оправдывайтесь, но обязательно старайтесь сбалансировать их положительной информацией о себе. Держитесь с достоинством, старайтесь не производить впечатление несчастного или бедного человека; однако и лишняя бравада, вызывающие манеры тоже ни к чему.  Если собеседник предложит вам задать вопросы ему, обязательно сделайте это, но вопросов не должно быть много. И, конечно, это должны быть конкретные вопросы по существу. Работодателю скорее всего понравится, если вы будете спрашивать его о характере вашей будущей (возможно) работы и о том, как можно выполнить ее максимально успешно. Некоторые ресурсы советуют на первом собеседовании не задавать прямых вопросов об оплате труда, однако нам это кажется неверным. Более того, озвучить цифры и условия оплаты - хороший тон для самого работодателя. И не только хороший тон, а зачастую и признак, по которому вы сможете отличить добросовестного работодателя от сомнительных фирм, которых в последние годы развелось немало, и именно их представители, как правило, уходят от прямых ответов на вопросы о размере зарплаты. В завершение собеседования обязательно уточните, как вы узнаете о его результате, постарайтесь обговорить право позвонить самому. Главное, помните: работодатель заинтересован в квалифицированных специалистах, профессионалах. Постарайтесь показать себя именно таким.

Нужен ли фрилансеру дресс-код?
Как одеться на собеседование
Разработка: Андрей Русанов