Фрилансер – человек, работающий сам на себя и самостоятельно распоряжающийся собственными ресурсами, в том числе и финансовыми. Для того, чтобы сохранять контроль над собственной жизнью и обеспечивать достойное существования себе и своим близким, самозанятому, конечно же, необходимо учитывать свои доходы и расходы. Чаще всего ситуация складывается не самым приятным образом для человека, работающего на себя: расходы у таких людей регулярны и значительны (оплата жилья, коммуналка, покупка продуктов и прочие жизненные траты), а доходы крайне нестабильны. Во избежание так называемого «кассового разрыва» следует учитывать все свои расходы и доходы. Существует множество приложений, которые позволяют решать эту задачу, например, в Google Docs есть шаблон Monthly Budget, который помогает планировать доходы и расходы. Если же пользоваться приложением по каким-то причинам невозможно или не хочется – Excel вам в помощь. Заведите специальную табличку, куда будете вносить все данные, и полная «картинка» месяца всегда будет у вас перед глазами.

Многие фрилансеры регистрируются в качестве ИП. В этом случае необходимо внимательно подойти к выбору режима уплаты налогов. Популярная у фрилансеров упрощенная система налогообложения, к примеру, не позволяет получить налоговый вычет, так как предприниматели на льготных режимах налогообложения (УСН, ПСН, ЕНВД и т.д.) не платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ. Если же предприниматель работает на общей системе налогообложения со льготой по налогу на добавленную стоимость (НДС) (НДС=0%), то он платит в бюджет только НДФЛ (13%) и может получить вычет. А это серьезное подспорье при покупке жилья, дорогостоящем лечении, открытии индивидуального инвестиционного счета. Учитывайте этот важный момент при выборе системы налогообложения.

Даже если вы – фрилансер по убеждениям, будет разумным найти для себя какой-то стабильный доход. Вы вполне можете принять предложение о найме в штат или о работе по договору гражданско-правового характера. Сейчас многие работодатели готовы предоставлять своим сотрудникам право работать удаленно, оплачивая их труд по факту выполненных заданий. Так вы «убьете двух зайцев», а то и больше: у вас будет хотя бы относительно стабильный источник дохода, который вы будете иметь, и при этом вам не нужно будет работать от «звонка до звонка» в офисе. Бонус: вы сможете брать работу и у других заказчиков, ведь вашим рабочим временем распоряжаетесь только вы сами.

Создавайте финансовую «подушку безопасности». Жизнь непредсказуема, поэтому каждому человеку стоит иметь некий НЗ – что называется, «на всякий случай». Для самозанятых это особенно актуально, так как размер их доходов чаще всего нестабилен. Считается, что минимальная сумма, позволяющая человеку чувствовать себя в финансовой безопасности – 3-6 размеров ежемесячных расходов. Стоит ли говорить о том, что хранить этот НЗ лучше не «в чулке», а на банковском депозите?

Предусматривайте больничные и «отпускные». Отсутствие такого рода выплат от работодателя – еще один (точнее, два) минус в работе на себя. Но минус этот относительный, ведь вы можете создать свой собственный фонд для оплаты больничных и отпусков. Кроме того, у фрилансеров, как правило, нет и полиса добровольного медицинского страхования (ДМС) – но вы можете оформить страховой полис ДМС самостоятельно.

Охраняйте данные своей банковской карты. Безусловно, безналичный расчет – это современно и удобно, особенно если вы и ваш работодатель находитесь далеко друг от друга. Но следует учитывать такой нюанс, как безопасность: для получения перевода отправляющему достаточно знать ее основной 16-значный номер. Если же заказчик просить вас выслать ему фото карты с двух сторон «для бухгалтерии» или просит номер кода CVV2 (три цифры с обратной стороны карты) – есть повод насторожиться. Обычно эти данные запрашивают мошенники, которые способны списать с вашей карты находящиеся на ней средства.

Разработка: Андрей Русанов